Как бывшему директору оспорить решение налоговой?

Собственники и бывшие руководители могут самостоятельно оспаривать результаты налоговых проверок

Налоговая не воспринимает собственников бизнеса и бывших руководителей как представителей Общества, поэтому отказывает им в процессуальных правах в рамках налоговых споров.

Так при смене Генерального директора или банкротстве компании прошлый руководитель не имел права обжаловать решение налогового органа. Создавалась ситуация, когда решением напрямую затронуты права бывшего руководителя, но он не может на это повлиять.

Так к нему в дальнейшем могут быть предъявлены претензии в рамках привлечения к субсидиарной ответственности или требования в рамках взыскания убытков, причиненных обществу.

Но в решении указанной проблемы наметились позитивные сдвиг.

Любое контролирующее лицо – третье лицо в рамках судебного процесса.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ по делу № А54-2037/2017 признала правомерным участие контролирующего лица в деле об оспаривании решения налогового органа в качестве третьего лица.

Такое лицо вправе обжаловать решение суда первой инстанции, которым решение налогового органа было признано законным. Но должны быть соблюдены следующие условий:

— в рамках дела о банкротстве налогоплательщика подано заявление о привлечении такого лица к субсидиарной ответственности;

— сумма доначисленных налогоплательщику налоговых платежей включена в реестр требований кредиторов.

Однако судами не уточняется, вправе ли контролирующее лицо обжаловать решения налоговых органов до подачи в отношении него заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, но при наличии потенциальной угрозы привлечения его к этой ответственности.

Данный вопрос по-прежнему остается открытым.

Процессуальные преграды.

Не стоит забывать о процессуальных сроках на обжалование судебных актов (это месяц на подачу апелляционной жалобы и два месяца – кассационной).

Если в отношении контролирующего должника лица своевременно не было подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности или налоговый орган не был включен в реестр требований кредиторов, то сроки на обжалование будут пропущены.

Это не катастрофа, так как срок может быть восстановлен, если суд сочтет уважительной причину такого пропуска.

Однако несмотря на указанную процессуальную проблему, общие тенденции являются положительными. Был сделан первый, но большой шаг к обеспечению защиты прав контролирующих лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности, вследствие налоговых доначислений.

Сообщение отправлено!




Подтверждаю согласие на обработку персональных данных и ознакомление с политикой в отношении обработки персональных данных