Меняем ситуацию в Вашу пользу
Часть 2
Многие налоговые консультанты, юристы и финансисты не уделяют работе с доказательствами должного значения.
Работать с доказательствами сложно и долго. Гораздо проще написать возражения–рассуждения на 100 листов.
Однако, залог успеха не столько в знании налогов, сколько в умении оперировать фактурой и доказательствами.
Я часто встречаю юристов, которые знают налоги, но абсолютно не умеют работать с материалами проверки. Т.е. не умеют на практике применять свои знания.
Существует заблуждение, что если налоговая не доказала вину, то суд отменит решение о доначислении.
Конечно, необходимо приводить доводы о том, что налоговая не доказала фактов и оперирует домыслами. Но этого далеко не достаточно.
Налогоплательщик обязан опровергнуть фактами и документами все выводы налоговой, даже домыслы. Презумпция невиновности в спорах с налоговой не работает уже достаточно давно.
Поэтому самая сложная задача — это убедить фактами налоговую и в дальнейшем суд, что налогоплательщик действовал добросовестно и не преследовал цели оптимизации налогов.
Ключевые факты доказывания по ст. 54.1 НК РФ являются реальность и деловая цель.
Что значит доказать реальность?
Это не реальность наличия товаров, результатов работ или услуг. Это реальность взаимодействия с контрагентом.
Необходимо документально подтвердить, что товар / работы или услуги поставлены непосредственно вашим контрагентом или посредством его. Например, он привлек субподрядчика на часть работ.
Налоговые органы ищут того, кто реально выполнял работы, поставлял товар или оказывал услуг.
При этом налогоплательщик обязан доказать, что он проверил возможность своего контрагента выполнить контракт.
А если налогоплательщик знал, что контрагент не может выполнить контракт и будет привлекать третьих лиц, то он обязан проверить и этих третьих лиц.
Многие про это забывают и считают, что если они проверили своего непосредственного контрагента, то этого достаточно. Закон говорит об обратном.
Что значит доказать деловую цель?
Доказать деловую цель – это документами пояснить почему выбор пал на того или иного партнера.
Налоговые органы не верят «на слово» и не понимают специфики и мотивов бизнес решений.
Поэтому попытка просто объяснить все инспектору приведет к провалу и доначислениям.
Любой довод должен находить отражение в документах, иначе он не будет учтен.
Любой довод против вас, должен быть опровергнут не просто словами, но документами в вашу пользу.
Нужно собрать критическую массу доказательств в свою пользу.
Внутренние подразделения налогоплательщика часто живут в отрыве друг от друга.
Позиция «мы белые и нам нечего скрывать» может привести к выявлению расхождений в документации у разных отделов: бухгалтерии, технологов на производстве, складских работников.
При оформлении внутренних документов им не уделяется достаточного внимания.
Часто документы для внутреннего потребления оформляются «на отцепись» и «из-под палки».
А при проверке все скрытое выявляется.
При этом надо исходить из того, что все противоречия в документах будут толковаться против налогоплательщика.
Поэтому необходимо уделять должное внимание всей документации, исключать противоречия и ошибки.
Закон говорит, что все сомнения в пользу налогоплательщика. Практика говорит, что «все не так однозначно».
Например, дело А 40 – 176960/20-75-2663.
Ключевым эпизодов стало толкование спорной нормы закона субъекта.
В этом деле налоговый орган провел допрос начальника отдела правового обеспечения Администрации субъекта РФ с целью получения мнения о смысле нормы.
Так же спустя 2 года с момента принятия закона со спорной нормой был принят Закон субъекта «о толковании спорной нормы».
Разъяснения конечно же были в пользу налоговой. При этом распространились на прошлые периоды.
Суд встал на сторону налоговой.
Как собирать доказательства?
Почти все сталкиваются с проблемой истребования доказательств. Так же почти все забывают про такой инструмент как адвокатские запросы.
Отказ удовлетворить такой запрос чреват административными санкциями во многих случаях.
Используйте адвокатские запросы для получения информации у государственных органов, контрагентов, иностранных партнеров, участников рынка, например, иностранных производителей.
Продолжение следует. Часть 3. Борьба со злоупотреблениями.