Меняем ситуацию в Вашу пользу
Часть 1
Налоговые проверки – это всегда стресс и финансовые потери для любого предпринимателя. В этой статье вы узнаете, как максимально эффективно пройти проверку:
Все это вы узнаете из нашей статьи.
Первый важный аспект успешной налоговой проверки – это действовать проактивно и самостоятельно собирать доказательства в свою пользу с первых дней проверки. Однако, существующие предубеждения предпринимателей часто мешают эффективно пройти проверку.
Давайте разберем подробнее.
Существует мифологема, что если нечего скрывать, то налоговый орган оценит все объективно и не доначислит налоги.
Однако, налоговая приходит с проверкой по результатам предпроверочного анализа с уже выявленными по мнению ИФНС нарушениями.
В ходе проверки инспекция собирает доказательства ВИНЫ налогоплательщика. Поэтому рассчитывать на то, что инспектор будет озабочен сбором доказательств добросовестности как минимум наивно.
Необходимо доказательствам вины, собранным инспектором, противопоставить доказательства невиновности и добросовестности. Эти доказательства никто за налогоплательщика не соберет.
Нельзя ограничиться предоставлением формального пакета документов – актов и договоров.
Нужно готовить документы, обосновывающие бизнес-логику и честность предпринимателя.
Это, как правило, то, что налоговая никогда не запрашивает самостоятельно: переписка, меморандумы, бизнес-планы и тд.
Нужно отдавать себе отчет в том, что налоговый орган не занимается бизнесом и поэтому плохо понимает его логику и мотивы. Расчет налогоплательщика все объяснить инспектору заранее обречен на провал.
Все слова, доводы и объяснения, не подтвержденные документами, не будут учтены в акте и решении.
Следующая мифологема сводится к тому, что ни в коем случае нельзя «злить» инспекцию в расчете на ее лояльность. Поэтому налогоплательщики часто прощают злоупотребления, допускаемые налоговой в ходе проверок.
Но мы уже знаем, что налоговые органы собирают только доказательства Вины. При этом они часто злоупотребляют своими полномочиями.
Лояльность налоговых органов – это миф. Поэтому все требования инспекции необходимо проверять на предмет их законности.
При обнаружении нарушений со стороны налоговой необходимо оспаривать действия и писать жалобы. Делать это лучше сразу.
Процессуальные нарушения, по сути, уже не являются основанием для отмены решений, поэтому бороться с ними нужно здесь и сейчас, а не ждать акта проверки.
Необходимо требовать от налогового органа соблюдения закона.
Не бойтесь конфликта с проверяющими.
Именно борьба со злоупотреблениями мотивирует налоговую действовать корректно и обеспечивает нужный уровень психологического комфорта для бизнеса в ходе проверки.
Другая распространенная мифологема, что бухгалтерия и штатные юристы смогут компетентно сопроводить проверку.
Ну правильно, кто в компании, кроме финансистов, бухгалтеров и штатных юристов, разбирается лучше во внутренних делах? Чем помогут внешние консультанты?
Им нужно все объяснить, показать, собрать много документов. Проше сделать своими силами. Часто и сами сотрудники видят в наемных консультантах конкурентов.
По итогу, что имеет такой налогоплательщик?
А он имеет бой любителя с профессионалом. Штатная бухгалтерия и юристы сталкиваются с выездной налоговой проверкой раз в 1 или 3 года.
Инспектора же ведут десятки проверок одновременно.
Понятное дело, что штатные специалисты не могут и не должны знать всех нюансов проведения налоговых проверок. У них другие задачи.
Бухгалтерия и юристы просто не могут знать, что налоговая ищет в документах. А искать будут любые противоречия и ошибки. Тем более штатные юристы, бухгалтера и финансисты не могут знать текущей практики проведения проверок. А практика проведения налоговых проверок в 2022 году сильно отличалась от практики 2018 года.
Но это знают и должны знать профессиональные налоговые консультанты, которые одновременно задействованы во множестве проверок и знают нюансы до мелочей.
Еще один миф, что если «за душой чисто», то можно идти на допрос без адвоката.
Налогоплательщики считают, что если придешь с адвокатом, то разозлишь налоговую.
Однако, чем хуже работают правовые инструменты, тем важнее правовая защита, как это ни парадоксально.
Помните, в налоговой умеют «правильно формулировать вопросы» при допросах и фиксировать их в протоколах.
Без адвоката сотрудники и топ менеджеры часто не читают протокол допроса, а подписывают все, что им дадут.
Без поддержки они испытывают сильный дискомфорт и стремятся покинуть здание налоговой.
Так же часто не профессионал не понимает нюансов формулировок в протоколах, которые могут в корне менять смысл сказанного.
Поэтому во время налоговой проверки держите при себе адвоката, понимающего налоговую специфику.
Самая частая мифологема, что можно дождаться акта и будет время его оспорить.
Во-первых, если быть пассивным и просто ждать, то в материалах проверки будут доказательства только в пользу налоговой.
Во-вторых, спорить с инспекцией можно лишь на основании фактуры и материалов в деле, а не путем размышлений о нормах права. Все нормы уже давно разъяснены, а все сомнения фактически в пользу налоговой.
В-третьих, время на подготовку возражений ограничено 1 календарным месяцем. Это крайне мало для качественно отработки доводов проверяющих и сбора доказательства.
Да, этого достаточно, чтоб «налить воды» в возражениях в расчете все потом предоставить в управление или суд. По факту Управление материалы может не изучить, а суд в приобщении откажет.
В-четвертых, ВС РФ фактически ограничил возможность предоставлять доказательства за рамками проверки, если они не были предоставлены в рамках проверки.
Поэтому суды отказывают в приобщении доказательств, если они не были представлены в рамках проверки.
Продолжение следует. Часть 2. Работа с доказательствами.