Меняем ситуацию в Вашу пользу
12 июля 2024 года был подписан и вступил в силу Федеральный закон N 176-ФЗ, статья 6 которого предусматривает налоговую амнистию за дробление бизнеса.
Ранее мы уже освещали эту тему в нашем телеграмм-канале — https://t.me/vodchitslegal/215 .
18 октября ФНС опубликовала рекомендации по применению амнистии — ссылка на документ. В связи с этим мы подготовили для вас подробную справку по амнистии и потенциальным связанным с ней рискам, с учетом позиции ФНС России.
Законом, в целях амнистии, введены такие понятия как «дробление бизнеса» и «добровольный отказ от дробления бизнеса». Применять эти определения в спорах о «дроблении» не получится, так как закон использует их только для целей налоговой амнистии.
Под дроблением бизнеса понимается разделение предпринимательской деятельности между несколькими субъектами, контролируемыми одними лицами, направленное на занижение налогов через применение специальных налоговых режимов.
Под добровольным отказом от дробления бизнеса понимается исчисление и уплата лицами, участвовавшими в дроблении, налогов в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов и (или) других показателей.
В своих рекомендациях ФНС указывает, что перечень способов добровольного отказа от дробления законом не ограничен. Служба разделяет такие способы на требующие и не требующие изменения организационной структуры бизнеса.
К способам, требующим структурирования бизнеса, ФНС относит:
— объединение группы лиц в одно юридическое лицо с возможным созданием обособленных подразделений по местам, где осуществляют деятельность бывшие субъекты группы (например, раздробленная на ООО сеть аптек на спец. режимах реорганизуется слиянием в одно юр. лицо, это юр. лицо регистрирует обособленные подразделения по местам аптечных пунктов);
— полное отчуждение акций (долей) компаний из группы иным независимым лицам. При этом группа лиц перестает вести деятельность как единый хозяйствующий субъект (видимо речь идет о продаже бизнеса или его части.
Способы, не требующие изменения структуры бизнеса (по мнению ФНС):
— переход участников группы на ОСН. При этом, ФНС напоминает, что те, кто хотят перейти с УСН на ОСН, должны направить в налоговую уведомление об отказе от применения УСН не позднее 15 января года, в котором осуществляется такой переход;
— перевод деятельности всей группы на одного из ее участников (видимо предполагается передача всех активов одному лицу и дальнейшее осуществление на нем всей ранее раздробленной деятельности.
Конечно, последние способы не требуют изменения состава участников или реорганизации. Однако, на счет юридической структуры большой вопрос. Перевод всех участников «схемы» на ОСН, как и передача всех активов одному лицу требуют предварительного анализа рентабельности, оценки сопутствующих рисков и возникающих дополнительных налогов. Поэтому даже такие способы «отказа от дробления» должны сопровождаться структурированием бизнес-процессов и разработкой новой юридической структуры группы компаний. Ведь отказаться от всех имеющихся организаций получается далеко не всегда, разделение может быть обусловлено не только экономией на налогах.
Здесь стоит отметить также, что налоговая амнистия за дробление бизнеса предполагается исключительно для налогоплательщиков, снижающих налоги спец. режимами. То есть схемы с применением льгот по НДС или с вовлечением в деятельность ИП на общей системе (платят НДФЛ меньше, чем налог на прибыль у компаний) под амнистию не попадут.
Не подпадают под амнистию так же социальные налоги от льгот для субъектов малого и среднего бизнеса.
Амнистия предоставляется только в отношении доначислений по налогам за правонарушения из дробления бизнеса, совершенные в 2022-2024 годах. То есть, при соблюдении условий амнистии налогоплательщик освобождается от уплаты налога, пени и штрафа за дробление и непредставление деклараций по ОСН в 2022-2024 годах.
Амнистия применяется только к выявленным правонарушениям с применением «схемы». Это логично, поскольку:
— доначисления налогов возможны только по результатам проверки;
— если дробление не обнаружили – амнистировать нечего.
Соответственно, если после 12 июля 2024 года в отношении налогоплательщика будет принято решение о привлечении к ответственности «за дробление» (или оно было вынесено ранее, но не успело к указанной дате вступить в силу), он будет иметь право на полную амнистию за проверенные периоды 2022-2024 гг. при отказе от дробления по всем участникам группы с 2025 года, в том числе путем перехода с 2025 года участников схемы на ОСН.
Уведомлять налоговую об отказе от дробления не нужно!
В рекомендациях ФНС разъясняет, что частичный отказ – это отказ от дробления бизнеса не по всем компаниям и (или) лицам — участникам дробления, а только по некоторым.
Соответственно, при отказе в 2025-2026 годах от дробления по части участников группы (например, они переходят на ОСН или присоединяются к проверяемому налогоплательщику) – амнистия применяется только в части таких участников.
НО
ФНС указывает, что налоговая обязанность в результате такой амнистии может быть прекращена в части, определяемой пропорционально сокращению доли доходов от деятельности, осуществляемой с дроблением бизнеса, в общем объеме доходов лиц, участвующих в дроблении бизнеса (если более точный расчет невозможен исходя из фактических обстоятельств).
Такая витиеватая формулировка связана с желанием ФНС исключить попытки амнистирования с переводом деятельности с одних участников группы на других, а также на новых.
Выручка участников за 2023 год | Выручка участников за 2025 год |
— первое ООО — 500 млн рублей (ОСН); — второе ООО — 50 млн рублей (УСН); — третье ООО — 150 млн рублей (УСН). | — первое ООО – 1 млрд рублей (ОСН); — второе ООО – 100 млн рублей (ОСН); — третье ООО с 2025 года деятельность не ведет; — четвертое ООО – 110 млн рублей (УСН, образовано в 2025 году). Четвертое ООО соответствует критерием дробления, то есть налогоплательщик продолжил дробление с новым субъектом. |
Доля выручки от деятельности с дроблением, в общем объеме выручки лиц, участвующих в дроблении бизнеса: | |
за 2023 год | за 2025 год |
28,57 % ((50 + 150) / (500 + 50 + 150) * 100 (%)) | 9,09 % (110 / (1000 + 100 + 110) * 100 (%)) |
Доля доходов от дробления сокращена на 68,18% (100 % — (9,09 / 28,57 * 100 (%)). То есть, налогоплательщик отказался от дробления на 68,18% из 100 возможных. | |
Доначислено за 2023 год 30 млн. рублей налогов. | |
Амнистируемая обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов за 2023 год прекращается в части 68,18 % или 20,454 млн рублей (30 * 0,6818) и соответствующей доле штрафных санкций. |
Если же доля доходов от дробления в сравнении с общей выручкой участников группы в 2025-2026 годах не изменилась или даже увеличилась (что может быть связано с инфляцией или созданием новых субъектов группы) – налоговая амнистия за дробление 2022-2024 не применяется!
Следовательно, структурирование бизнеса с переводом «дробления» на новых субъектов – не выход. Амнистией в таком случае воспользоваться не удастся.
Частичная амнистия в случае отказа от дробления после назначения проверки.
Для тех, кто не отказался добровольно от дробления сразу с наступлением 2025 года предусмотрен механизм амнистии не за все три года (22-24), а за 22-23 с доплатой налогов за 2024. Данная амнистия будет применена, если налогоплательщик «откажется» от дробления за 2024-2026 годы после того, как инспекция назначила проверку в 2025-2026 годах, но до вынесения решения по данной проверке. ФНС в своих рекомендациях разъясняет, что такой ретроспективный «отказ» осуществляется путем подачи уточненных налоговых деклараций и доплаты налогов.
При этом, отказ от дробления после назначения проверки не освобождает налогоплательщика от ответственности в виде пеней и штрафов, но может быть учтен в качестве смягчающего обстоятельства (ст. 81 НК РФ, письмо ФНС России от 27.12.2023 № БВ-4-7/16343@). Следовательно, при уточнении деклараций за 2024-2026 после назначения проверки за 2025-2026 штрафы и пени за несвоевременную уплату налогов всё равно начислят. Если налоговая уже обратила внимание на деятельность группы за 2022-2024 годы – лучше отказаться от дробления сразу с началом 2025 года.
Вариант 1. Если за 2025-2026 годы проведена ВНП и не выявлено дробление, то обязанность прекращается с момента вступления в силу решения по результатам проверки. Если за 2025-2026 годы проводилось несколько проверок, то обязанность прекращается по вступлении в силу последнего решения.
Вариант 2. Если за 2025-2026 годы ВНП не проводилась, то обязанность прекращается с 1 января 2030 года (потому что ВНП за 2026 год можно назначить вплоть до конца 2029 года, тогда результат амнистии будет известен лишь к 2031 году после окончания проверки).
Если же по результатам ВНП за 2025-2026 годы выявлено дробление, то решения по проверке за 22-24 годы вступают в силу, что значительно увеличит совокупный объем доначислений.
Вариант 3. Обязанность по уплате недоимки в рамках амнистии за дробление также прекращается с даты внесения в ЕГРЮЛ одной из следующих записей:
— о том, что организация находится в процессе ликвидации;
— о том, что в отношении организации принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;
— о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Соответственно, если налогоплательщик, в отношении которого имеется приостановленное решение за дробление бизнеса,, решит ликвидироваться, то для целей амнистии не придется ждать проверки за последующие периоды.
Последний вариант позволяет без уплаты налогов закрыть имеющиеся компании и структурировать бизнес по-новому.
Вторую часть статьи читайте по ссылке: будет позднее
В следующей части статьи вы узнаете, когда амнистия не применяется, а так же какие проблемы и риски мы видим.
Юридическое бюро Водчиц и партнеры.
Мы команда профессиональных налоговых и корпоративных юристов с более чем 15 летним опытом работы.
Мы рекомендованы ведущими рейтингами Право 300 и Best Lawyers.
В случае возникновения вопросов, комментариев и пожеланий обращайтесь по контактам, указанным на нашем сайте.
Экономьте деньги – обращайтесь к профессионалам.