Меняем ситуацию в Вашу пользу
В России всегда велась активная борьба с экономическими преступлениями, а в особенности — с уклонением от уплаты налогов.
С недавних пор расследование таких преступлений может быть начато только после вынесения решения по результатам налоговой проверки.
Однако, у правоохранительных органов появилась новая возможность обойти это правило.
Какие новые риски грозят налогоплательщикам?
Об этом вы узнаете из нашей статьи.
21.12.2022 в Государственную Думу РФ был повторно внесен законопроект (№ 263208-8), устанавливающий уголовную ответственность за сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций (ст. 173.3 УК РФ).
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что состав ст. 173.3 УК РФ направлен на борьбу с организаторами противоправной деятельности, которые за вознаграждение сбывают заказчику или по его поручению представляют в налоговые органы фиктивные счета-фактуры и налоговые декларации.
В новом законопроекте состав ст. 173.3 УК РФ сформулирован абстрактно и недостаточно точно, в связи с чем его содержание вызывает у нас ряд опасений.
На текущий момент мы не можем гарантировать, что уголовная ответственность за представление в налоговые органы заведомо подложных налоговых деклараций не будет распространяться на реальных налогоплательщиков, а не только на «торговцев» фиктивными счетами-фактурами. Иное из диспозиции предлагаемого состава прямо пока не следует.
Может сложиться ситуация, при которой реальные налогоплательщики (руководители и должностные лица) будут нести ответственность одновременно как по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов, так и по ст. 173.3 УК РФ, если в сданных ими налоговых декларациях будут содержаться сведения из фиктивных счетов-фактур.
Но самое страшное, что ст. 173.3 УК РФ позволяет привлекать налогоплательщика к уголовной ответственности до окончания или даже до начала налоговой проверки, поскольку формальных ограничений в этой части не предусмотрено!
Более того, наличие обвинительного приговора по ст. 173.3 УК РФ может иметь преюдициальное значение при вынесении решения по итогам выездной налоговой проверки и расследовании уголовного дела по ст. 199 УК РФ, что еще больше снизит вероятность успешного обжалования решения налогового органа по результатам налоговых проверок.
При такой трактовке предлагаемого состава ст. 173.3 УК РФ его объективная сторона в виде представления в налоговые органы подложных налоговых деклараций (с фиктивными сведениями) будет полностью совпадать с объективной стороной ст. 199 УК РФ.
На наш взгляд, указанное не может признаваться допустимым, поскольку противоречит принципу «Non bis in idem» (дважды за одно и то же), закрепленному в ч. 2 ст. 6 УК РФ.
В связи с этим во избежание появления неверной правоприменительной практики, формулировки предлагаемого состава ст. 173.3 УК РФ должны быть скорректированы таким образом, чтобы привлечение реальных налогоплательщиков к уголовной ответственности по данной статье было исключено.
Однако риски привлечения реальных налогоплательщиков по ст. 173.3 УК РФ в качестве соучастников за преступления, совершенные продавцами подложных счетов-фактур, вряд ли будут разом устранены пером законодателя.
Кроме того, возникает еще одна проблема для реальных налогоплательщиков: увеличивается риск отсутствия документального подтверждения операций со спорными контрагентами в рамках налоговых проверок по ст. 54.1 НК РФ.
Налоговый орган может обратиться к спорному контрагенту с требованием о представлении счетов-фактур и первичных документов в ст. 93.1 НК РФ. Под страхом возникновения рисков ст. 173.3 УК РФ уполномоченное от контрагента лицо может отказаться от предоставления документов по выставленному требованию.
Указанное может привести к неподтвержденности реальных отношений с контрагентом и невозможности проведения налоговой «реконструкции», при которой определяются действительные налоговые обязательства налогоплательщика по взаимоотношениями с реальными контрагентами.
Зачастую для проведения налоговой «реконструкции» налоговые органы стараются выявить всю документальную цепочку финансовых операций между реальными контрагентами и налогоплательщиков для целей установления точного размера действительных налоговых обязательств. Если необходимых счетов-фактур по цепочки со спорными контрагентами у налогоплательщика не будет, а налоговый орган не сможет их получить в рамках запроса по ст. 93.1 НК РФ, увеличивается риск признания расчета по налоговой «реконструкции» необоснованным.
К тому же, обосновывать реальность взаимоотношений со спорными контрагентами также становится труднее, поскольку систематический отказ контрагентов от предоставления документов может для налогового органа свидетельствовать об «искусственном» характере взаимоотношений между ним и налогоплательщиком (контрагентом другого звена).
Надо сказать, что рассмотрение законопроекта затягивается. За март-апрель 2023 года Госдума откладывала рассмотрение 5 раз. Причиной этому, по-видимому, является то, что законопроект не укладывается в избранный курс по либерализации уголовных составов в экономической сфере.
По состоянию на 05.04.2023 законопроект был принят Госдумой РФ только в первом чтении. Поправки к законопроекту сможем увидеть не раньше, чем 04.05.2023.
Будем следить за процессом принятия законопроекта и держать Вас в курсе дела!