Новые уголовные санкции в финансовой сфере!

Новые уголовные санкции в финансовой сфере (ст. 173.3 УК РФ).

В России всегда велась активная борьба с экономическими преступлениями, а в особенности — с уклонением от уплаты налогов.

С недавних пор расследование таких преступлений может быть начато только после вынесения решения по результатам налоговой проверки.

Однако, у правоохранительных органов появилась новая возможность обойти это правило.

Какие новые риски грозят налогоплательщикам?

Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Законопроект о новом уголовном составе.

21.12.2022 в Государственную Думу РФ был повторно внесен законопроект (№ 263208-8), устанавливающий уголовную ответственность за сбыт и (или) представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций (ст. 173.3 УК РФ).

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что состав ст. 173.3 УК РФ направлен на борьбу с организаторами противоправной деятельности, которые за вознаграждение сбывают заказчику или по его поручению представляют в налоговые органы фиктивные счета-фактуры и налоговые декларации.

Есть ли опасность для реального бизнеса?

В новом законопроекте состав ст. 173.3 УК РФ сформулирован абстрактно и недостаточно точно, в связи с чем его содержание вызывает у нас ряд опасений.

На текущий момент мы не можем гарантировать, что уголовная ответственность за представление в налоговые органы заведомо подложных налоговых деклараций не будет распространяться на реальных налогоплательщиков, а не только на «торговцев» фиктивными счетами-фактурами. Иное из диспозиции предлагаемого состава прямо пока не следует.

Привлекут к ответственности без налоговой проверки?

Может сложиться ситуация, при которой реальные налогоплательщики (руководители и должностные лица) будут нести ответственность одновременно как по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов, так и по ст. 173.3 УК РФ, если в сданных ими налоговых декларациях будут содержаться сведения из фиктивных счетов-фактур.

Но самое страшное, что ст. 173.3 УК РФ позволяет привлекать налогоплательщика к уголовной ответственности до окончания или даже до начала налоговой проверки, поскольку формальных ограничений в этой части не предусмотрено!

Более того, наличие обвинительного приговора по ст. 173.3 УК РФ может иметь преюдициальное значение при вынесении решения по итогам выездной налоговой проверки и расследовании уголовного дела по ст. 199 УК РФ, что еще больше снизит вероятность успешного обжалования решения налогового органа по результатам налоговых проверок.

Два раза за одно и то же!

При такой трактовке предлагаемого состава ст. 173.3 УК РФ его объективная сторона в виде представления в налоговые органы подложных налоговых деклараций (с фиктивными сведениями) будет полностью совпадать с объективной стороной ст. 199 УК РФ.

На наш взгляд, указанное не может признаваться допустимым, поскольку противоречит принципу «Non bis in idem» (дважды за одно и то же), закрепленному в ч. 2 ст. 6 УК РФ.

В связи с этим во избежание появления неверной правоприменительной практики, формулировки предлагаемого состава ст. 173.3 УК РФ должны быть скорректированы таким образом, чтобы привлечение реальных налогоплательщиков к уголовной ответственности по данной статье было исключено.

Однако риски привлечения реальных налогоплательщиков по ст. 173.3 УК РФ в качестве соучастников за преступления, совершенные продавцами подложных счетов-фактур, вряд ли будут разом устранены пером законодателя.

Увеличение рисков по 54.1 НК РФ и невозможность проведения «налоговой реконструкции».

Кроме того, возникает еще одна проблема для реальных налогоплательщиков: увеличивается риск отсутствия документального подтверждения операций со спорными контрагентами в рамках налоговых проверок по ст. 54.1 НК РФ.

Налоговый орган может обратиться к спорному контрагенту с требованием о представлении счетов-фактур и первичных документов в ст. 93.1 НК РФ. Под страхом возникновения рисков ст. 173.3 УК РФ уполномоченное от контрагента лицо может отказаться от предоставления документов по выставленному требованию.

Указанное может привести к неподтвержденности реальных отношений с контрагентом и невозможности проведения налоговой «реконструкции», при которой определяются действительные налоговые обязательства налогоплательщика по взаимоотношениями с реальными контрагентами.

Зачастую для проведения налоговой «реконструкции» налоговые органы стараются выявить всю документальную цепочку финансовых операций между реальными контрагентами и налогоплательщиков для целей установления точного размера действительных налоговых обязательств. Если необходимых счетов-фактур по цепочки со спорными контрагентами у налогоплательщика не будет, а налоговый орган не сможет их получить в рамках запроса по ст. 93.1 НК РФ, увеличивается риск признания расчета по налоговой «реконструкции» необоснованным.

К тому же, обосновывать реальность взаимоотношений со спорными контрагентами также становится труднее, поскольку систематический отказ контрагентов от предоставления документов может для налогового органа свидетельствовать об «искусственном» характере взаимоотношений между ним и налогоплательщиком (контрагентом другого звена).

Рассмотрение законопроекта затянулось.

Надо сказать, что рассмотрение законопроекта затягивается. За март-апрель 2023 года Госдума откладывала рассмотрение 5 раз. Причиной этому, по-видимому, является то, что законопроект не укладывается в избранный курс по либерализации уголовных составов в экономической сфере.

По состоянию на 05.04.2023 законопроект был принят Госдумой РФ только в первом чтении. Поправки к законопроекту сможем увидеть не раньше, чем 04.05.2023.

Будем следить за процессом принятия законопроекта и держать Вас в курсе дела!

Сообщение отправлено!




Подтверждаю согласие на обработку персональных данных и ознакомление с политикой в отношении обработки персональных данных